Записки
Обязательно обратите внимание на объяснение!
В 60-х годах ХХ века в жизни православных приходов в России появилась новая практика подачи записок с именами "О здравии" и "За упокой".
Человек приходит в храм, подходит к свечному ящику, пишет записку с именами, и вместе с какой- то денежной суммой отдает ее за свечной ящик. Потом приходит служащий алтаря и отдаёт записк священнику. Священник берет маленькую хлебную просфору и специальным копьем вынимает маленькие хлебные частицы из просфоры за каждое имя, написанное в записке. Далее, все эти хлебные частицы, священник ссыпает на специальную тарелку, которая называется "дискос", и в конце службы все частицы ссыпаются с дискоса в Чашу, где находится Кровь Христова. И таким образом, Кровью Христовой омываются грехи всех тех, кто был написан в записке.
Записка, для грамотных людей XX века, конечно удобна. В прошлые века те, кто не знали грамоты, лично говорили священнику о своих нуждах, и о тех людях, за которых нужно было помолиться за богослужением.
Записка имеет двойное назначение:
1) Сообщает имя человека, за которого надо помолиться;
2) Даёт возможность пожертвовать на храм
То, что касается второго – понятно.
Причем жертва может быть выражена любой суммой, по возможности человека. Обычно человек, подходя к свечному ящику, спрашивает о том, сколько стоит записка. Человек, несущий послушание за ящиком, говорит сумму, которая предлагается, как жертва. Но жертва может быть любой.
Какую главную жертву ждёт от нас Бог? Читать

Что же касается первого, то есть, ИМЕН, написанных в записке, и о которых надо молиться, то здесь возникает сразу множество вопросов:

1) Простое перечисление имен, вслух, или тайно, которое совершается в алтаре, или вне алтаря диаконом, является ли молитвой, или нет?!

2) Вынимание хлебных частиц за каждое имя является ли молитвой?

3) То, что эти частицы в конце службы опускаются в Чашу с Кровью Христовой, является ли это для тех, за кого вынуты частицы, очищением от грехов, или нет?
Ответ на эти вопросы прост: если священник хорошо знает человека, за которого он молится и вынимает частицу, то тогда это действительно настоящая молитва, которая сильно может помочь людям.
А если священник не знает, о ком он молится? Можно ли это назвать молитвой? Это вызывает большое сомнение.

Впрочем, выход из этого положения простой: человек подавший записку в алтарь, должен сам от сердца, помолиться за того, о ком он подал записку, и тогда молитва будет принята Богом. (От священника тогда будет требоваться только механическое действие – за каждое имя вынуть частицу, и потом опустить эти частицы в Чашу).

Если же мы хотим, чтобы и священник, поучаствовал в моем горе или радости, и чтобы он тоже усердно помолился (ведь Сам Господь Иисус Христос сказал: "Где двое, или трое соберутся во Имя Мое, там Я посреди их...") то тогда надо обязательно или лично говорить священнику о своей проблеме, или в записке (прямо на самой записке) указывать проблему. (Болен сильно- рак... В институт хочу... Взяли на передний фронт).

Хочется привести пример из дореволюционной жизни: когда святой праведный Иоанн Кронштадский начинал свое служение священником, к нему однажды подошла старушка с просьбой помолиться о больном сыне. Отец Иоанн смиренно сказал:" Ну кто я такой?! Вы уж сами помолитесь.. " Старушка в ответ сказала: "Пусть вы и никто, но всё же помолитесь за моего сына!" Отец Иоанн стал молиться, и произошло невероятное исцеление. С того времени о. Иоанн понял, что Господь всегда слышит наши молитвы, и стал со дерзновением молиться. К нему стали приходить тысячи писем с просьбами. Огромное количество чудес, совершившихся по молитвам о. Иоанна, описано в книгах о нем.

Хочется добавить, что письма приходившие к о. Иоанну, всегда были очень конкретные, касающиеся какой- то насущной проблемы.
В нашем храме мы начинаем принимать записки через интернет. Но записка должна быть "умной", то есть с точным обозначением проблемы, потому что только так священник сможет помолиться. Если в записке будут, как пишет Гоголь, "мертвые души", то есть неизвестно какие люди, то священник не сможет сердцем помолиться.
О здравии
О упокоении